Безусловно, в младенческом возрасте (от 2 месяцев до 1 года) мы не будем делать заказ Деда Мороза — зачем это нужно? А вот когда наш малыш подрастает, возникает вопрос: когда пора познакомить ребёнка с волшебством? Многие родители решают вопрос следующим образом: вот когда станет старше и сам захочет сказки, тогда и начнём играть в игру про Деда Мороза. Позиция понятна, но часто мы забываем простое правило: если не рассказывать ребёнку о культуре, традициях, верованиях и т.д., то ему просто неоткуда будет их узнать. А когда мы наконец-то решили, что ребёнок уже всё понимает, и ему можно рассказать всеми нами любимую зимнюю сказку, с удивлением слышим от чада: «Да ладно вам, мама и папа. Я уже большой и знаю, что никаких дедов морозов не бывает!». Родители расстроены: мы сами-то круглый год верили в волшебного дедушку, стремились себя хорошо вести и слушаться маму-папу, чтобы получить заветный подарок из рук самого Деда Мороза!..
«Надо посвятить ребёнка в сказку сразу, как только он начнёт понимать речь взрослых!», — думают многие родители, бросаясь в другую крайность. Дело в том, что малышу 1,5 — 2 лет недостаточно сказать: «Есть Дед Мороз, который дарит подарки хорошим детям, и сегодня он будет у нас в гостях!». Ребёнок просто не сможет связать в голове волшебного персонажа и чужого дядю в шубе, пришедшего в гости.
Какую же мы видим ситуацию? Родители старались, Дедушка Мороз и Снегурочка тоже, а вот ребёнок плачет, не хочет подходить к Дедушке и пытается спрятаться под кроватью…. Как же так?! Мы же так старались?..
Очевидно, что ребёнка раннего возраста нужно подготовить к встрече с хозяином Нового года. Для этого необходимо понимать, как устроена психика малыша. Все дети развиваются по-разному: кто-то готов к знакомству с Дедушкой Морозом и его внучкой к двум годам, а кому-то и в три года страшна такая встреча. Дело в том, что у детей раннего возраста наблюдаются преимущественно кратковременные желания (которые называются в психологии единичными аффектами), поэтому нам легко их воспитывать: если что-то не устроило родителей в поведении малыша (требует игрушку, бежит по дороге, пытается выбраться из коляски и т.д.), то достаточно лишь переключить его внимание. Сделать это можно различными способами: показать другую игрушку, обратить внимание на машину, голубя, прохожих, рассказать стишок или применить другие несложные приёмы. Объясняется такой эффект очень просто: взрослый отличается от малыша не только уровнем образования, но и функционированием головного мозга. Когда мы, взрослые, чего-то хотим, у нас возникает очаг возбуждения в коре головного мозга, но высокий уровень произвольности позволят нам совладать со своими желаниями. У ребёнка произвольность не насколько сформирована, поэтому, когда он видит притягательный предмет, в коре головного мозга возникает доминантный очаг возбуждения — малыш просто не в состоянии противиться своему порыву! Поэтому-то родителям удаётся просто отвлечь своё чадо, а, говоря психологическим языком, сформировать ещё более сильный очаг возбуждения, который и поможет переключить внимание ребёнка.
Ребёнок растёт, и наступает момент, когда можно отложить исполнение желания, пообещав малышу что-то в ближайшем будущем. Однако ему по-прежнему хочется немедленно осуществить своё желание. Как же быть? В этот момент родителям и приходит на помощь Дед Мороз: ты получишь то, что хочешь, если будешь выполнять правила, а Дедушка Мороз за тобой наблюдает; поскольку мы не можем сейчас увидеть его, мы почитаем про него сказку, посмотрим мультфильм, раскрасим картинку, нарисуем и т.д. Ребёнку раннего возраста сложно понять, каково действительное содержание этих желаний, малыш верит в наш рассказ про волшебный Новый год и его доброго хозяина. Ребёнок стремится самостоятельно действовать «как взрослые», поэтому если взрослый верит в Деда Мороза, Снегурочку и волшебную ночь, которая исполняет все желания, в это поверит и ребёнок.
В процессе приобщения малыша к культурным особенностям общества велика роль игрушек, применяемых нами в беседах, изобразительной деятельности и игре. Родители общаются с ребёнком, играют и рисуют вместе с ним, побуждая своим воображением развитие воображения малыша, у которого появляются вопросы «Что это?», «Кто это?», возникает стремление узнать что-то новое и интересное.
Поэтому основная задача родителей ребёнка раннего возраста — общаться с малышом, рассказывать ему обо всём, что, на ваш взгляд, могло бы заинтересовать кроху, в том числе и о том, как Вы сами когда-то ждали что придет Дед Мороз в гости.
А вот решение о приглашении Дедушки и внучки в свой дом стоит принимать, только взвесив все «за» и «против»: хочет ли ребёнок увидеть сказочного персонажа своими глазами? ждёт ли приближения этой встречи и вообще Нового года? боится ли посторонних взрослых или, напротив, легко устанавливает с ними контакт? посещает ли ваш малыш детский сад, где, возможно, уже бывал на новогодней ёлке?
Следует понимать, что ребёнок 1 — 3-х лет вряд ли бросится на шею Деду Морозу: скорее всего, он будет первое время побаиваться гостя, поэтому нет смысла выбирать «экспресс-вариант» знакомства: хозяин Нового года зашёл к вам в гости на 15 мин., подарил подарок, посмотрел рисунок/ танец/ песню или какой-то другой сюрприз вашего малыша доброму волшебнику, сфотографировался на память и удалился. Будьте готовы к тому, что ребёнок этого возраста должен освоиться в новой для него ситуации, на что может потребоваться и 15, и 30 минут, и только после этого он захочет (если захочет, конечно!) пообщаться с Дедом Морозом. Ни в коем случае не следует торопить ребёнка или заставлять его подойти к чужому дяде («Ты же сам просил его в гости!», «Не будь трусишкой!», «У Дедушки много дел, подходи быстрее!», «Если ты сейчас не подойдёшь, он обидится и уйдёт!» и т.п.). Таким поведением Вы вряд ли успокоите кроху, а вот впечатление от первой встречи будет испорчено. Проявите терпение и понимание: представьте себя самого маленьким и ответьте честно на вопрос: а Вам не было бы страшно первый раз увидеть огромного заснеженного Деда Мороза так близко? Нам, взрослым, не следует забывать, что радость от Нового года заключается не только в том, что мы сделали всё, что могли (накупили подарков, наготовили вкусностей, нарядили ёлку, оформили вызов Деда Мороза и Снегурочки)… Самая большая радость для родителей — общение со своим довольным и счастливым ребёнком, а самый главный Ваш подарок малышу — ежедневное общение с ним, пусть даже по поводу Деда Мороза!
ГОЛДОВСКАЯ Анастасия Александровна,
педагог-психолог Единой службы Деда Мороза