Мне теперь не до игрушек или Дед Мороз в гости к младшему школьнику!

Здравствуйте! Предлагаю поговорить на довольно сложную тему — особенности развития ребёнка младшего школьного возраста и стоит ли теперь приглашать Деда Мороза.

В возрасте 7 — 11 лет происходит множество изменений в психике и личности ребёнка, но традиционно самым заметным и значимым считается поступление в школу. Действительно, изменилась социальная ситуация развития, ребёнок ощущает себя «другим человеком», активно развивается его мотивационно-потребностная сфера и самосознание. Младший школьник к самоутверждению и признанию со стороны учителей, родителей и сверстников, а учебная деятельность способствует формированию очень важной черты личности — ответственности. У Вашего ребёнка развивается самопознание, понимание границ своих возможностей, внутренний план действий (умение прогнозировать и планировать), произвольность, самоконтроль, во многом изменяется представление о мире. Перед родителями школьника встаёт вопрос: а нужен ли Дед Мороз моему ребёнку? Нужно ли делать заказ Деда Мороза и Снегурочки? Не вырос ли он из этого возраста? Что же, давайте разберёмся.

Младший школьник овладевает своим поведением, а это очень непросто, учитывая, что нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживания («угрызения совести»). У ребёнка развиваются нравственные чувства (товарищество, сочувствие, стремление к справедливости), но в целом нравственный облик ещё не сложился, переживания часто носят поверхностный характер, а рассуждения умного-разумного школьника иногда ошарашивают родителей своей «детскостью». Вот на этот образ школьника часто и «покупаются» родители, отвечая на желание ребёнка пойти на новогоднюю ёлку или заказать Деда Мороза на дом: «Ты что? Какой Дед Мороз! Ты уже взрослый, в школу ходишь, хватит верить во всякие сказки для маленьких!» Вот так родитель, мимоходом, не задумываясь разрушают волшебную историю (которую, между прочим, сам же и рассказал ребёнку и веру в которую поддерживал на протяжение нескольких лет)... Но это не самое страшное. Хуже, что мы подобными заявлениями отбиваем у ребёнка желание быть взрослым, учиться в школе, расти и самосовершенствоваться («раньше я был дошкольником и у меня были игры, новогодние подарки и Дед Мороз, а теперь я школьник, но ни игр, ни праздника, ни волшебства нет...одна учёба»). Почему же так происходит?

В младшем школьном возрасте у ребёнка возникает множество позитивных изменений и преобразований, т.к. этот период особой предрасположенности (сензитивности) к формированию познавательного отношения к миру, навыков учебной и внеучебной деятельности, организованности и саморегуляции. У Вашего ребёнка формируется интеллектуальная рефлексия — способность к осознанию своих действий, их смысла и причины. Такое новообразование у школьника становится развитием теоретического мышления, необходимого для обучения, в процессе которого изменяются и другие познавательные процессы: внимание, восприятие, память.

Внимание — главный инструмент школьника младших классов, которому очень сложно перестроится от внимания непроизвольного (вижу то, что интересно) к произвольному (могу усилием воли сосредоточится даже на неинтересном, если это необходимо). Кроме волевых усилий нашему ученику необходимо ещё и научиться распределять и переключать внимание в течение всего учебного дня.

Восприятие из процесса узнавания превращается в деятельность наблюдения (сначала под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов, обращает внимание на главные и второстепенные признаки и т.д.). Восприятие помогает Вашему ребёнку устанавливать межпредметные связи посредством целенаправленного наблюдения.

Память приобретает осмысленный характер, если опирается на приемы логической обработки материала. Задача родителей — объяснить ребёнку необходимость активной работы с запоминаемым материалом, значимость логической систематизации запомненного, важность умения применять имеющийся в памяти материал для решения повседневных задач. Именно такая помощь взрослых (родителей и учителей) обеспечивает ребёнку младшего школьного возраста «правильное развитие» произвольной памяти, помогающей осмысленно усваивать сложный учебный материал.

Понимая особенности ребёнка данного возраста, родители должны осознавать, что основная работа мамы и папы — поддержать ученика. Вы не должны «рубить с плеча», желая настроить ребёнка на серьёзный лад, воспитать в нём ученика. Ни в коем случае не стоит противопоставлять праздники, игры, семейные традиции обязанностям ученика. Важно понимать, что Вашему сыну или дочери требуется время перехода от дошкольного возраста к школьному, причём переход этот должен быть плавным. Родители могут существенно облегчить адаптацию первоклассника, предлагая время от времени поиграть в его любимые игры, рассказывая сказки, готовясь совместно к праздникам. А окончание первого полугодия — отличный повод не только вознаградить младшего школьника за усилия, но и мотивировать его на дальнейшее успешное обучение. Приглашение Деда Мороза в гости — хороший способ показать ребёнку, что детства никто не отменял. И пусть хотя бы Дед Мороз в период школьных каникул поможет Вашему ребёнку почувствовать себя снова маленьким, ведь нам порой этого так не хватает, не правда ли?

Помните, Дед Мороз детям нужен!

ГОЛДОВСКАЯ Анастасия Александровна,

педагог-психолог Единой службы Деда Мороза